В природе есть величины, не обладающие направлением. Например, масса, яркость, температура и т. д. Это скалярные величины (скаляры). Их обозначают числами.
Есть, так же, величины, обладающие направлением. Например, скорость, сила, ускорение и т. д.
Это векторные величины (векторы). На рисунках их можно обозначать направленными отрезками.
Как построить вектор по двум точкам
Выберем две точки на плоскости. Обозначим их A и B (См. рис 1.)
Каждая точка обладает координатами:
\( A \left( 1;1 \right) \)
\( B \left( 4;3 \right) \)
Проведем из точки A в точку B направленный отрезок. Теперь у нас есть вектор.
Как обозначают векторы
Векторы обозначают:
— Одной маленькой буквой
Пример: \( \vec{a} \)
— Двумя большими буквами, перечисляя две точки: начало и конец (остриё стрелки).
Первой указывают начальную точку, затем конечную.
Пример:
\( \overrightarrow{AB} \)
A — начальная точка,
B — конечная точка.
Применяем векторы для решения задач физики
Некоторые школьные физические задачи связаны с движением тел. Решение части таких задач можно упростить, графически построив вектор перемещения тела. Для этого используем координаты начальной и конечной точек, в которых тело находилось.
Задача
От районного центра пролегает прямая асфальтированная дорога. Вдоль дороги на некотором удалении от райцентра располагаются деревни. Деревня Ивняки расположена на расстоянии 5 километров от райцентра, а деревня Морошки располагается далее, на расстоянии 8 километров от райцентра.
Школьник вышел из дома в 8 часов утра. Ему нужно пройти расстояние от деревни Ивняки до деревни Морошки за полчаса. С какой скоростью ему необходимо передвигаться?
Решение
Из рисунка 3 видно, что перемещение школьника – это вектор, обозначенный красным цветом. Расстояние между деревнями равняется 3 километрам. Это расстояние нужно пройти за полчаса.
Применим формулу для равномерного прямолинейного движения
\( r = v \cdot t \)
\( 3 = v \cdot 0{,}5 \)
\( v = 6 \left( \frac{\text{км}}{\text{ч}} \right) \)
Ответ: школьнику нужно идти со скоростью 6 километров в час.